Новости

В Калининграде прошли IX Немецко-российские дни неигрового кино «Территория кино»

Традиционный фестиваль «Территория кино» прошел в Калининградской области с 17 по 20 октября. Ежегодно основу кинофорума составляют лучшие документальные фильмы, снятые за последние несколько лет в России и Германии, в том числе кинопремьеры, а также мастерская анимации, мастер-класс по созданию документального кино, мультипликация, дебютные короткометражные фильмы и круглый стол.  В этом году фестивальными площадками стали Калининградский музей изобразительных искусств, Историко-художественный музей, книжный клуб «Катарсис» и пространство «Гараж».
Тема фестиваля этого года — «Человек и время». Традиционно в программу были включены дебютные фильмы. Среди гостей
и участников «Территории кино» — известные режиссёры Фолькер Кёпп, Алина Рудницкая, Аннекатрин Хендель, Александр Марков, Бернд-Гюнтер Нам, а также молодые кинематографисты Арьюн Талвар, Бигна Томшин и многие другие.

За четыре фестивальных дня зрители увидели фильм «Дух Баухауса», снятый немецкими режиссёрами Нильсом Болбринкером
и Томасом Тильшем к 100-летнему юбилею легендарного художественного движения Баухаус. Также были представлены киноленты «Красота и быстротечность» немецкого режиссёра Аннекатрин Хендель, «Марина» Фолькера Кёппа о магической природе Балтики
и о живущих там людях, немецко-швейцарский фильм о потерянном рае «Осла звали Жеронимо», смонтированный из советской документальной кинохроники, другие фильмы.

Одним из мероприятий фестиваля стал Public Talk «Авторское неигровое кино сегодня» с гостями и участниками фестиваля. Модератор встречи — известный российский кинокритик и киновед Евгений Майзель. На встрече обсуждались вопросы
о современном документальном кино, востребованности авторских фильмов. Среди гостей и участников открытой встречи были: Фолькер Кёпп, Алина Рудницкая, Аннекатрин Хендель, Александр Марков, Бернд-Гюнтер Нам, а также молодые кинематографисты Бигна Томшин и Арьюн Талвар, выпускники Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова: Наталья Касьянова, Зося Родкевич и Евгения Останина, польский режиссёр, кинопродюсер и сценарист Кристине Езёр,
художник-мультипликатор Владислав Олейник, сценарист и руководитель Киномастерской Киля Арне Зоммер, основатели культового берлинского кинотеатра «Крокодил» Дебора Фиора, Габриель Хагени и другие.
Мероприятие прошло при поддержке АНО «Фестивальная дирекция».

Евгений Майзель — редактор и автор журнала «Искусство кино», шеф-редактор old.kinoart.ru. Он преподает в Московской школе нового кино. Приглашенный лектор в Московской школе кино, Санкт-Петербургской школе нового кино и в других вузах.
Куратор киношколы «Содружество», отборщик международных фестивалей, член Гильдии киноведов и кинокритиков.

В рамках открытой встречи нам удалось спросить Евгения о ситуации развития кинокритики и киноведения в России,
как существующей формы углубленного знакомства с кинематографом и его оценки:

«Ситуация с кинокритикой, может быть, лучше, чем с киноведением, поскольку существует какое-то количество СМИ, хотя для России оно очень небольшое, где кинокритик может найти работу. Ситуация с киноведением очень трудная, практически катастрофическая, поскольку сейчас,
к сожалению, государство никак не демонстрирует интерес к этой области знания,
что очень печально, потому что киноведение в России традиционно было достаточно развитым направлением.»

Поскольку сфера кинокритики и киноведения довольно сложная область, мы попросили Евгения разъяснить различия этих специальностей:

«Кинокритика занимается, как правило, текущим кинопроцессом — она отслеживает фильмы, которые выходят в прокат, которые показываются на фестивалях, и в экспресс-режиме на эти фильмы реагирует. Киноведение же занимается кино как знанием, как концептуальной областью смысла, которая имеет свою историю, свою эстетику, какие-то свои феномены, которые можно анализировать.»

Для заинтересованных людей, которые хотели бы знакомится с данными направлениями, как формами искусства,
Евгений дал несколько советов:

«Если это действительно становится интересно, то стоит начать с чтения всего, что может попасться под руку, касательно выбранной тематики. К счастью, интернет, библиотеки и различные архивы позволяют найти большое количество книг, которые образуют классику киноведения и содержат основные теоретические тексты. Все начинается с литературы. И если говорить о сравнительно современной книге, которая суммирует подходы к изучению и знания прошлых эпох, и предлагает свой навигатор в ориентации в выбранной области, я бы порекомендовал текст «Теория кино» Томаса Эльзессера и Мальте Хагенера. Они предлагают свою историю теории кино и дальше,
уже ориентируясь в эпохах кинематографа с первых лет кино до сегодняшнего дня, человек уже может дальше ориентироваться, искать, разбираться с областью, которая ему интересна.»

Так же Евгений поделился радостью от посещения нашего города и участия в фестивале:

«Я очень рад, что приехал в Калининград, я в этом городе в первый раз и мне очень нравится.
Я рад, что есть какая-то культурная институция, которая работает с местным министерством культуры, и из этого сотрудничества оказалось возможным провести данный фестиваль в альянсе
с Немецким фондом, с Гете институтом — данные коллаборации необходимо всячески приветствовать, они поддерживают международные контакты, что на мой взгляд очень важно.»

Закрытие фестиваля состоялось в воскресенье, 20 октября, киноработой Алины Рудницкой «Фатеич и море» о человеке,
живущем на затерянном в Японском море необитаемом острове в неразрывной связи с окружающим его миром.
Церемонию закрытия посетил министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак.

«Поздравляю организаторов фестиваля с отлично проделанной работой. Я слышал только восторженные и позитивные отклики. Спасибо не только за фильмы, но и за мастер-классы —
за ту параллельную работу, которая шла вместе с фестивалем. Это тоже очень важная составляющая этого события»,

— отметил руководитель ведомства.