С 7 августа 2020 года Калининградская область в два раза приумножает свою привлекательность для профессионалов в сфере кинопроизводства: сумма компенсации затрат увеличится с 20% до возможных 40%.
Почему регион заинтересован в увеличении суммы компенсации
С начала работы системы кинорибейтов, с осени 2017 года, Кинокомиссия помогла вернуть 92 млн рублей 15 картинам. Это самые разнообразные работы как популярных режиссёров, так и не особо известных массовому зрителю: например, сериал «Жёлтый глаз тигра», триллер «Преступление» и «Преступление 2», недавняя премьера на Кинопоиск HD «Водоворот», комедия «На Париж», детский фильм «Золотая дюна» или приключенческий сериал о семейной истории про династию военных морского флота «Андреевский флаг», который можно смотреть на Первом канале. Как и большинство других регионов, которые возмещают часть издержек за производство кинокартин, Калининград возвращал 20% от общих затрат. Но сейчас появились все шансы обойти другие регионы и надёжно закрепиться в первой тройке городов-любимчиков кинопоизводителей наравне с Москвой и Санкт-Петербургом. — Благодаря революционным условия для профессионалов киносферы.
40% — это большая сумма, почти половина бюджета фильма. Но для региона это выгодно: ведь деньги, связанные с затратами на производство картины, размещение и питание съёмочной и актёрской команды, — а это не неделя и не две, — все остаются здесь, в области. Плюс для тех, кто хочет повысить процент возврата, мы выработали такую систему, которая способствует развитию туристической привлекательности региона и развитию в ней кинокластера.
В каких случаях возмещаются затраты
Условие для получения базовых 20% от затрат всего одно: создать картину на территории Калининградской области. Но к нему, разумеется, прилагается ряд формальностей: отсутствие задолжности по налогам, соответствующие коды ОКВЭДов — в которых основным видом деятельности является кинопроизводство, наличие прокатного удостоверения и удостоверения национального фильма. Прокатное удостоверение выдаётся Министерством культуры после того, как вы предоставляете им уже готовую картину. Получение удостоверения национального фильма возможно при соблюдении перечня условий: чтобы съёмочная группа и команда состояла из граждан РФ не менее чем на 50%, основным языком фильма был русский, а сюжет не пропагандировал запрещённые государством направления и не порочил его ценности.
Как происходит сам процесс возврата
Механизм получения средств следующий: компания приезжает, снимает продукт, собирает все свои расходы, которые совершила на территории области, подшивает все бумаги и сдаёт в Кинокомиссию. Дальше Кинокомиссия изучает документы: сперва они проходят проверку по формальному признаку в информационно-расчётном центре, а затем попадают под процесс наведения аналитических справок, комментируются и, в случае соблюдения киномейкерами всех нюансов, они будут приглашены на очную защиту проекта. Она проходит в присутствии кинокомиссии и журналистов — продюсер или режиссёр выходит на сцену и рассказывает о картине, а Кинокомиссия затем, посовещавшись, выносит решение. С момента подачи документов до получения рибейтов проходит в среднем один месяц.
Результаты прошлых работ при этом тоже важны — Кинокомиссии нужно опираться на предыдущий продукт. Также, помимо всего вышесказанного, киномейкерам необходимо предоставить контракт, заключённый с кинокомпаниями, входящими в РГТР или РГТР-2. Это служит гарантией того, что картину увидит большое количество зрителей, а следовательно, больше людей узнают о регионе и захотят сюда приехать.
Что нужно сделать, чтобы получить повышенный рибейт?
Конкуренция на получение рибейтов растёт — у региона заложен конкретный бюджет на возврат средств, в этом году он ориентировочно такой же, как и в прошлом. И повышенный процент рибейтов нужно действительно заслужить: Кинокомиссия разработала критерии, за каждым из которых закреплены дополнительные проценты. Например, если компания привлекает студентов локальных кинокурсов и интегрирует их в съёмочный процесс на время всего его протяжения — это плюс 2% к рибейтам. Причём это контролируется: Кинокомиссия будет приходить на площадку и смотреть, действительно ли студенты вовлечены в практику. Для региона это хорошая возможность подтянуть кадры, для киномейкеров — отработать собственные затраты.
Критерии для набора 40%
Если съёмочная группа находится и снимает на территории региона до 30 дней, это даёт ей дополнительный 1 балл, от 30 до 50 дней и выше, — 2 балла. Причём баллы эквивалентны процентам. Также можно получить 1 или 2 балла в зависимости от того, с какой группой компаний у тебя подписан контракт: с РГТС-1 (+ 2% рибейтов ) или РГТС-2 (+1% рибейтов). Если в сериале или фильме на протяжение 30 минут будут показываться узнаваемые места Калининградской области — ещё балл. Премьера состоится в регионе — плюс балл. Все критерии объективны и обусловлены усилением нашей туристической привлекательности и развитием кинокластера.
Возможно, снимать кино в Калининграде в связи с затратами на перевозки оборудования не так выгодно в финансовом плане, как в Москве или Санкт-Петербурге. Но Калининградская область — это совершенно особенный регион с точки зрения фактурности, локаций. И помимо этого у нас имеется прекрасный административный ресурс — Кинокомиссия, которая безвозмездно берёт на себя все вопросы по консультациям, согласованию съёмочных мест, получению разрешений на съёмки, подборке профессионалов и так далее.
Ольга Каверзина, руководитель Фестивальной дирекции: «Мы вовсе не хотим всех купить сверхбольшими рибейтами, не хотим сказать: «Приезжайте к нам и снимайте фильмы почти бесплатно» — ведь если каждый захочет снять здесь свой продукт, возможно, в нём уже не будет души. Мы хотим, чтобы в Калининграде снималось действительно хорошее кино, и те, кто его создаёт, получали удовольствие от творческого процесса и могли отдать себя ему полностью».